КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (ЭТИКЕТ)

       Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые врабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правило называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как общаться с детьми и т.д.).
       Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
       Если правильно воспитывать культуру общения, то ребенок третьего года жизни проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности переживать.
       В 4 года ребенок уже сознательно вежлив, сдержан в отношениях и поведении. Общаясь, он не перебивает собеседника. Правда, это еще плохо получается. Нужно учить его терпеливо ждать своей очереди высказывать собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно адаптироваться в дошкольном учреждении. Возникнут трудности в общении. Поэтому, чтобы ребенок не стал эгоистом, нужно учить его считаться с интересами других. Ко взрослым ребенок должен обращаться по имени и отчеству. Посторонним взрослым говорить: "Вы" и употреблять волшебные слова "пожалуйста", "спасибо", "здравствуйте".

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
       2-3 года        Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, помогают ему).
       3-4 года        Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.
       4-5 лет        Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми.
       5-6 лет        Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых.  Выполняют правила   поведения   в   группе   в   отсутствие   воспитателя.   Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержано, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Вы узнали потрясающую новость: ребенок влюбился!  И неважно, сколько лет Ромео или Джульетте - четыре или четырнадцать. Ведь любви, как известно, все возрасты покорны…
       Важна ваша реакция на это событие. Кто-то будет глотать валерьянку, кто-то отмахнется: "Какая любовь в их возрасте!". И напрасно. Конечно, не нужно считать первую любовь катастрофой, но относиться к этому чувству следует со всей ответственностью.

к списку статей


КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В ПРИРОДЕ
       ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА?
Психологи утверждают, что влюбиться первый раз можно и …в детском саду. Три-четыре года - как раз тот возраст, когда ребенок может испытать это замечательное чувство. Детская влюбленность - открытая и бесхитростная. Малыш не скрывает своих чувств, а, наоборот, строит замки в песочнице для обожаемой принцессы (или принца), делится с ней (ним) порцией компота за обедом. Впервые малыш обратит внимание на свою внешность, начнет приглаживать перед зеркалом вихры или захочет надеть в детский сад выходной костюм. Малыши еще не дергают возлюбленных за косички от избытка чувств. А если ребенок поделился с вами своим чувством, можете себя поздравить: он полностью вам доверяет. Только постарайтесь не обмануть его доверия. Обидные насмешливые прозвища  "жених" или "невеста" - табу, даже если эта история кажется вам действительно забавной. Пренебрежение к предмету обожания ("и что ты только в ней нашел?") - тоже недопустимо. И не надо оповещать всех родственников, друзей и знакомых: "А наш-то, представляете, влюбился!". Иначе о следующих детских влюбленностях вы уже не узнаете никогда - лимит доверия будет исчерпан.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Тактичность и еще раз тактичность! Именно в возрасте трех-четырех лет малыш идентифицирует свой пол. Он начинает понимать, что на свете существуют мальчики и девочки, тети и дяди. Именно за эту разницу они и любят друг друга. Если сказать ребенку, что его чувства - ерунда, ("вот вырастешь, тогда…") или что оно вообще неприлично, то он может воспринять любовь как постыдную тайну, которую надо скрывать от окружающих. Не хотите же вы вырастить женоненавистника, "синий чулок" или представителя сексуальной нетрадиционной ориентации?
                                                  
         ЭДИП И ЭЛЕКТРА
Любовь к родителям описал впервые Зигмунд Фрейд, назвав комплексами Эдипа и Электры. Проявляются они тоже в трех-четырехлетнем возрасте, когда мальчик "влюбляется" в маму, а девочка, соответственно, в папу. Это происходит абсолютно у всех и связано с процессом идентификации пола. У большинства - тихо и безболезненно, но у немногих - с последующими обострениями, когда из мальчика вырастает "маменькин сынок", всю жизнь подсознательно стремящийся найти женщину, которая бы им руководила, а из девочки получается "папина дочка", считающая отца идеалом, а всех остальных мужчин - его жалким подобием. Что делать, чтобы этого не произошло?
ЧТО ДЕЛАТЬ
Присмотритесь к своей семье. Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер считает, что любовь к детям должна не "течь" от родителей к ребенку, а выражаться только через любовь друг к другу. Ребенок должен воспринимать родителей как единое целое. А когда мать всю свою нерастраченную нежность направляет на чадо, ребенок чувствует, что он с мамой - настоящая "пара", а папа - "третий лишний". Помните, что ваши отношения станут моделью семьи, которую будет строить ребенок, когда вырастет.

       ЧТО ВЫРОСЛО, ТО ВЫРОСЛО
Все наши комплексы и неудачи - родом из детства. Поэтому, когда вы узнаете, что ребенок влюбился и без взаимности, в этом, возможно, будет и ваша вина. Тогда уже мало что можно будет исправить и останется только жалеть о том, что в детстве вы не наряжали дочку, а папа так ни разу и не назвал ее "моей маленькой принцессой". Останется только жалеть, что сын провел все детство за книжками и занятиями, приобрел близорукость, а мускулатуры не нарастил. И теперь поклонников у вашей девочки - ноль, а сына дразнят "ботаником" и телефон не разрывается от девичьих звонков. Но они тоже имеют право на свою первую любовь. И лучше, чтобы она была счастливой.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Помогите ребенку повысить самооценку. Уверенность в себе действует на окружающих. Утешения вроде "у тебя таких Кать (Петь) будет еще навалом" не работают. Помогите дочке избавиться от лишних килограммов, а сыну - от прыщей. И если ей или ему добавит уверенности  в себе покупка современной, но так не принимаемой вами одежды, купите ее, оно того стоит.

       СЛЕЗЫ ПЕРВЫЕ ЛЮБВИ
Еще вчера ровный и спокойный, ребенок вдруг начинает грубить, срывается по пустякам и даже устраивает настоящие истерики. Сначала вы все списываете на переходный возраст, потом начинаете подозревать, что причина в другом. А причина - первая любовь. Но если в детсадовском возрасте она вызывала умиление, то сейчас дело куда серьезнее. Подростки вообще все воспринимают гораздо острее. Не приемля опыта других поколений, они как будто считают себя первыми людьми на планете, испытавшими это чувство. Отсюда и высочайший градус напряжения. Лет в тринадцать мало кто решится на крайние меры из-за несчастной любви. Но врач "скорой помощи" расскажет множество подобных случаев с подростками.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Не спешите с выводами. Тысячу раз подумайте, прежде чем что-то предпринять. Иногда лучше все спустить на тормозах: жизнь мудрее и сама подчас дает нам готовые решения. Просветительские беседы могут только настроить ребенка против вас: ну не хочет он, чтобы сейчас к нему лезли в душу! Зато спонтанно возникший разговор с дедушкой или случайно прочитанная книга помогут легче перенести трагедию. Правда, такие вещи срежиссировать невозможно. И самое главное: убедите ребенка, что вы всегда (!) на его стороне и уважаете его выбор. В жизни есть вещи, неподвластные времени и обстоятельствам. Ваша любовь к нему, например.

       ТРЕТИЙ В ПЯТОМ РЯДУ
Дети - существа коллективные. Желание быть "как все" присущи и самым большим индивидуалистам. Поэтому случаются массовые "эпидемии любви". В любом классе или детсадовской группе найдется первая красавица (красавец) - предмет всеобщей влюбленности. Если такой "примой" оказалось ваше чадо - примите поздравления. А если ребенок стал одним из множества таких воздыхателей? Возможно, предмет обожания, с вашей точки зрения, не заслуживает подобного внимания. Но массовый психоз рациональному объяснению не поддается. Впрочем,  от этого не легче - ребенок-то страдает.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Оцените масштаб бедствия. Если он всего лишь попал в модную струю, просто постарайтесь переключить его внимание. Сгодится все - от новых комьютерных игр до поездки в летний лагерь на море. Если это серьезно - смотри выше. Только действовать надо будет намного активнее - ведь придется выдержать конкуренцию с массой желающих.

       Р.S.
В любом случае к нежному цветку первой любви подходить с калькулятором и логарифмической линейкой - дело бесполезное. Даже из лучших родительских побуждений. Иногда самый верный способ - не вмешиваться пусть они еще дети, но это их жизнь и их чувства, и только они вправе распоряжаться ими. По своему усмотрению. А поэтому просто любите их и старайтесь помочь. Если попросят. И помните - любви много не бывает.

к списку статей


Выбираем имя ребенку
       Принципы выбора
Решение родных оказывает самое сильное влияние на судьбу каждого человека. Это определенное семейное послание относительно того, кем и каким ему быть. Ее ребенок получает вместе с именем. Попробуйте задать себе некоторые вопросы. Кто дал вам ваше имя? Был ли этот шаг единодушным решением или на нем настояли мама, отец, дед? Были ли споры? Из каких вариантов выбирали имя, какая альтернатива была наиболее реальной? Был ли в вашей семье человек, который носил ваше имя? Это исследование всегда оказывается очень интересным. Для многих становится неожиданностью, что история их "наречения" тесно связана с историей семьи и оказывает такое сильное влияние на их характер и судьбу. Эти истории всегда уникальны и всегда в чем-то похожи. Поговорим о наиболее частых случаях "семейного наследства" и о том, что они значат для ребенка.

       Традиции
Во многих семьях ребенок называется именем кого-то из близких, обычно умерших. Иногда это носит случайный характер, то есть зависит от обстоятельств, например, от того, как договорятся родители. Иногда это жесткая установка. Например, первенец обязательно получает имя отца.

Какие плюсы для малыша имеет такая семейная структура? Это дает ему ощущение причастности к клану, некоторой общности людей, которые связаны между собой, а также ощущение корней и некоторой предсказуемости будущего. Ребенок чувствует себя более защищенным, его поддерживают не только родители, но и остальные родственники, причем как живые, так и умершие. Мир представляется малышу интересным и безопасным местом.

В такой семье у ребенка легче формируется представление о доме, по которому он сможет в будущем построить собственную модель семейных отношений, не тратя времени на ее изобретение.

Есть ли минусы? Они возникают, если традиции превращаются в жесткие требования, пусть даже невысказанные. Бывает так, что разрешение быть похожим на прадеда и прожить такую же счастливую жизнь превращается в жесткое предписание быть таким и никаким другим. Случается, что какому-то члену семьи отводится определенная роль, которая мешает его собственной самореализации, но удобна для семьи как единого организма.

О минусах можно говорить и в том случае, если модель родительского дома неудачна. Тогда какое-то вредное для жизни качество, например сильная неуверенность в себе, пристрастие к опасным приключениям или привычка пренебрегать собой и своими близкими, получает дополнительную поддержку для развития.

       Случайность
Имя ребенка выбирается по принципу "нравится" - "не нравится". Какой-то предопределенности в таком случае нет. Обычно это бывает в семьях со слабыми или отсутствующими традициями, а также в тех, что не хотят продолжать обычаи семьи, в которой выросли. Это лишает ребенка выгод кланового существования, но дает большую свободу в выборе пути.
       В этой ситуации оказывается важно, кто дал имя малышу. Обычно это означает (хотя никогда не оговаривается и почти никогда не осознается родителями), что именно этот член семьи получает больше полномочий для влияния на развитие, становление характера, будущее ребенка.

       В честь мамы (папы)
Часты случаи, когда ребенок называется по имени родителя. Когда это традиция, это означает, что малыш является некоторым транслятором семейных ценностей в будущее. Если же в семье это решение принимается впервые, оно говорит скорее о замкнутости родителей друг на друге и на ребенке и может сильно ограничить его в развитии, поскольку в этом случае фактически означает требование быть таким же, как папа (мама), и не удаляться от него (нее).

к списку статей
 
 
 
 
 
для родителей маленьких детей