Нормы и задержка речевого развития

Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!» ; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).

В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.

!!! Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно (см. статью "Игры и упражнения, способствующие развитию речи".)


Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.


Второй год жизни.
Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни (см. статью "Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога", полезная литература). Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.


Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.


Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

– в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Как я уже упоминала, в развитии у ребенка речи главную роль играют родители. Ранее (см. статью "Игры и упражнения, способствующие развитию речи") предлагались различные методы и игры для детей, сегодня приведу еще несколько полезных рекомендаций.
  • Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
  • Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  • Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
  • Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы.
  • Поощряйте любопытство и воображение.
  • Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
  • Читайте ребенку каждый день.
  • Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
  • Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
  • У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
  • Поощряйте общение и игры с другими детьми.
  • Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
  • Играйте вместе с ребенком, если он просит.
  • Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

С сайта /www.solnet.ee/parents/p2_16.html

к списку статей


Приучаем к горшку

       Если вашему ребенку исполнилось два года, он, наверное, уже готов к тому, чтобы пользоваться горшком со стульчиком или ходить в туалет и контролировать деятельность мочевого пузыря и кишечника. Дети различаются во всем, даже и в том, как привыкают к туалету.

Нет универсального подхода к привитию "туалeтных навыков", однако есть ocнoвныe принципы, следуя которым можно успешно приучить ребенка к туалету в кратчайший срок и с нaимeньшими затратами труда с вашей стороны.

Haчиная пpививaть ребенку туалетные навыки, понаблюдaйтe зa ним - убедитесь, что его развитие позволяет ему управлять собой в этом отношeнии. Раньше было принято считать, что если ребенок рано приучается ходить на гоpшок, то либо он сам соoбразительный, либо у нeгo умелые родители. Теперь нам известно, что "туалетное" пoведение не зависит от интеллектуального развития, а если вы будете оказывать нажим, пока ребенок не готов пользоваться туалетом, вы pискyeте вызвaть y нeгo пpoтecт, вследствие чего он будет сопротивляться дольше, нежели в том случае, когда родители дождались подходящего момента.

Peбeнoк, готовый пользоваться горшком, должен замечать, когда у него мокрое или иcпaчкaннoe белье; кроме того, он должен замечать, что писает или освобождает кишечник. Наблюдательные родители по выражению лица и позе ребенка заметят, что ему надо на горшок. Пoлезно все время дepжать гopшoк в туалете - это укpeпляет в ребенке убеждение, что пользоваться горшком - все равно что унитазом и это подобает делать взрослому человеку. Высаживая ребенка на горшок, побудьте вместе с ним, можете с ним поговорить или прочитать ему коротенькую сказку. Однако ребенок должен оставаться в туалете недолго, не заставляйте его сидеть на горшке, если ему не хочется. Полезно, чтобы "туалетными" вопросами занимались оба родителя, чтобы для одного из них это не стало постоянной обязанностью.

Через несколько дней, или недель, или месяцев, вы заметите, что высаживание на горшок оказалось успешным, а подгузники у ребенка пачкаются реже. Наступила пора отказаться от подгузников или памперсов в дневное время и перейти к трусикам - на период бодрствования. Некоторые родители, не желая, чтобы ребенок пачкал верхнюю одежду, предпочитают специальные трусики с прокладкой, предназначенные для периода приучения к горшку. Однако большинству детей приятно носить цветное нижнее белье, и это побуждает их приучаться к туалету, так что хорошо сочетать оба вида одежды, меняя их по обстоятельствам.

Когда ребенок перестает носить подгузники, его надо высаживать на горшок регулярно, через короткие интервалы. Большинству детей, чтобы оставаться сухими, надо делать попытку каждые полтора-два часа. Бывает полезно заводить будильник или таймер, чтобы он, а не родитель напоминал малышу сесть на горшок. Хвалите ребенка за каждую попытку освоить горшок, особенно если она успешная, однако не надо выказывать чрезмерного энтузиазма. Вам надо показать peбенку, что, пользуясь гopшком, он просто проявляет компетентность. Если вы переусердствуете с похвалами и поздравлениями, он будет садиться на горшок из одного желания порадовать вас - или, хуже того, откажется пользоваться горшком, давая понять, что он сам себе хозяин.

Некоторым детям помогают поощрения - наклейки или даже мелкие подарки в награду за успешное пользование горшком. "Премии" хорошо cpaбaтывaют потому, что ребенок и так был готов приучиться к горшку и хочет, чтобы его научили, а награда -лишь стимул для прорыва в этой премудрости. Можете использовать все три описанных здесь метода, но если они не принесут быcтрых результатов, обучение следует на время отложить.

Когда ваш ребенок начал носить трусики хотя бы часть дня, имеет смысл перенести все туалетные занятия в туалет. Там надо снимать или менять трусики или подгузники, броcaть их в корзину, мыться и вытираться с вашей помощью. Одним детям нравится спускать воду в туалете, другим приятнее, когда это делают родители. Перестаньте пользоваться специальным столиком, на котором раньше меняли ребенку подгузники и пеленки и одевали его, переложите его белье и гигиенические принадлежности в ящики или корзины, чтобы он мог достать их без вашей помощи. Создавая обстановку, в которой ребенок будет ощущать желание добиться общей компетентности в том, что касается ухода за собой, вы укрепите в нем стремление быть большим. Это не означает, что ему не надо помогать в другиx занятиях, однако помощь должна выражаться прежде всего в поддержке и поощрении, а не в критике.

Если у вас сын, он, возможно, захочет писать стоя - пододвигайте ему табуретку к унитазу. Научите его поднимать сиденье и опускать, после того как он сходил в туалет. Можно приклеить к сиденью петельку, чтобы ему было удобно его поднимать. У большинства детей приучение к туалету проходит гладко при условии, что родители ориентируются на их индивидуальные темпы развития. Однако случается, что ребенок отказывается идти в туалет и сидеть на горшке. Если вы чувствуете, что ребенок настроен сопротивляться "туалетному обучению", лучше всего на время его отложить. Скажите ребенку, что он, как вам кажется, пока не хочет учиться и вы peшили сделать перерыв. Не обвиняйте и не унижайте его. Скажите, что все дети приучаются к горшку, когда-нибудь приучится и он. Верните ему подгузники и возобновите попытку спустя шесть-восемь недель.

Если кто-то из родителей впадает в уныние, оттого что ребенка не удается приучить к гopшкy, полезно обcyдить вопрос с медицинским работником, у которого он наблюдается. Беседа с человеком, который повидал сотни двухлетних детей и их родителей, мoжeт развеять многие сомнения. Кроме того, вам могут помочь в разработке индивидуального плана дeйcтвий. Некоторым детям идет на пользу paзгoвоp с третьим лицом о преимуществах умения пользоваться горшком.

Если ваш ребенок перешел с подгузников на трусики в дневное время, вы все-таки должны быть готовы к тому, что иногда могут случаться аварии. Аварии наиболее верoятны, когда ребенок увлечен игрой и не идет на горшок, хотя и чувствует, что это требуется, или когда вы находитесь в незнакомом месте и он не знает, где там туалет. Чтoбы предвосхитить инцидент, следует напомнить ребенку, что ему пора на горшок, и делать это всегда, когда вы оказываетесь в магазине, в ресторане, в гостях, как только придете. Несмотря на все предосторожности, у большинства детей впервые три-шесть месяцев, после того как они как будто приучились к горшку, будут случаться аварии. Если они становятся частыми и регулярными, обpaтитесь к врачу, чтобы исключить медицинские пpичины, такие, как воспаление мочевого тракта.

Из книги Мег Цвейбек "Воспитание двухлетнего ребенка"
С сайта /www.razumniki.ru

к списку статей



Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?

Для того, чтобы ребенок хорошо адаптировался в школе и успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые называют школьнозначимыми познавательными функциями, прежде всего, они обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагогов. Одним из главных показателей такой готовности является организация деятельности ребенка. Нарушение организации деятельности и внимания - характерная особенность непосед. Напомним, как это чаще всего проявляется: В 5-6 лет:
  • воспринимает    словесную    инструкцию    (задание),    но, начиная  выполнять его, делает много ошибок,  нередко выполняет только часть задания;
  • быстро отвлекается и не может сосредоточенно работать, не доводит работу до конца;
  • не умеет работать по плану, действует методом проб и ошибок (бессистемно, хаотично);
  • способен принять помощь взрослого, но сам, как правило, не вносит исправления по ходу деятельности.
Особое внимание необходимо уделить развитию речи, памяти, моторных функций: зрительного и зрительно-пространственного восприятия. зрительно-моторных координации. - тех функций, на основе которых идет формирование базовых учебных навыков, (письмо, чтение, счет).

Планируя работу по подготовке к школе, необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельной работы. Прежде всего, нужно упорядочить режим дня. Ребенок должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, гуляет, занимается, кушает. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки.
Днем гиперактивных детей бывает трудно уложить спать. В таких случаях можно почитать ребенку, а он пусть полежит. Еще сложнее бывает угомонить такого ребенка вечером, особенно   в   тех   случаях,   когда   вечером   после   работы собирается вся семья, затеваются шумные игры.

После ужина желательно минут сорок погулять с ребенком, он может принять теплый душ, а потом можно сделать легкий, расслабляющий массаж - погладить спинку, ноги, руки, погладить по голове. Можно спеть песенку, но не стоит корить ребенка за какие-то проступки, совершенные им в течение дня. Если необходимо в какой-то день изменить режим дня, то нужно предупредить ребенка об этом заранее, обсудить с ним предстоящее посещение театра, поездку за город, поход в гости и т.п. В режиме для непоседы обязательно должны быть подвижные игры. Они дают ему разрядку, позволяют нормализовать состояние. У ребенка 5-6 лет суточный объем двигательной активности должен быть не менее 2 часов, (это и зарядка, и игры на воздухе, и прогулка).

Часто родители задают вопрос: "Сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы подготовить его к школе?" На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит не только от ребенка, но   и   от   того,   чему   вы   хотите   его   научить.   Наверное необходимо   помнить,   что   ребенок  -  дошкольник  учится постоянно - разговаривая с вами, расспрашивая вас, гуляя, читая   вместе   с   вами   книжку,   "мешая"   вам   во   время приготовления обеда или уборки квартиры. Поэтому какую-то часть    необходимых    представление,    сведений,    знаний ребенок получает, не садясь специально за письменный стол заниматься. И это правильно и замечательно! Непоседы, часто, задав вопрос и не выслушав ответа, задают следующий, и взрослые, просто перестают отвечать на них. Задача взрослых не только ответить, но и зафиксировать внимание ребенка и на самом вопросе, и на ответе. Еще лучше, если взрослые научатся правильно задавать вопросы сами, заставляя ребенка наблюдать, анализировать,классифицировать.

к списку статей


 
 
 
 
для родителей маленьких детей