НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

шестой год жизни
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех ст¬рон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания — точнее, фразы — более развернутыми. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря осуществляются не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов; глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например, не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще не может свободно пользоваться словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существительные (вход — выход), прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит); близкие по смыслу слова — си¬нонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.).
В ходе выполнения детьми таких заданий нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда дети вкладывают в слова неправильное значение. В рассказах дошкольников иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используется слово в середине).

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамма¬тически правильной речью. На шестом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и за счет сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла — стеклянная).
     Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неверное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных (грушев вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных (На «пианине» стоят часы).
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, давая правильный образец.
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологиxеская речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, он довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Ребенок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).
В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата ребенка достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

В общении со сверстниками и взрослыми ребенок пользуется умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способен говорить громче и тише, то есть может соизмерять громкость речи с расстоянием до слушателя, характером высказывания. В повседневном общении ребенок пользуется умеренным темпом, но при пересказах речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, ребенок способен воспроизводить стихи с использованием интонационных средств выразительности. Многие правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе ребенок может произносить гласные звуки [а], [у], [и] в течение 4-8 сек. (при свободном выдохе — в течение 4-6 сек.).

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование ([р] — горловое, одноударное, звуки [ш], [ж] — боковые, [с], [з] — межзубные). Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки [л] и [р]. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука (шушка вместо сушка). При произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков, ошибки почти не встречаются (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

Ясность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» отдельные слова. Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводятся или воспитателем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (инди¬видуальные или с группой из 3-5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, постановку звуков или их закрепление, введение в речь.
Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять раз¬личные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Не смешивая акустически и артикуляционно контрастные звуки [к] и [р], [ш] и [л], они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, на¬пример, при выделении слога или слова со звуком [с] из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук [з] (или даже звук [ш]). Дети смешивают твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: [с] и [ш], [ж] и [з], [с] и [ц], [щ'] и [ч1], [ц] и [ч'].

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он еще недостаточно четко дифференцирует, например, звуки [с] и [ш] (Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки; Шесть мышат в шалаше шуршат). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети справляются с этими трудностями.
Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

к списку статей


Седьмой год жизни
В этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, указывая качество их работы. Ребе¬нок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).

У ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег). Ребенок все чаще употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из по¬казателей достаточно большого словарного запаса ребенка и умения пра¬вильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.
На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после изображенного.
Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения ребенок употребляет как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений он использует соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включает причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте ребенок правильно согласовывает между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляет падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни дости¬гает довольно высокого уровня. Он правильно выговаривает все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может разговаривать тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференциации (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д. Все это будет необходимо для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда могут точно употреблять слова, нередко вместо названия предмета дают его описание, используют родовые понятия вместо видовых (дерево вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как [с] и [ц], звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также [л] и [р], свистя¬их и шипящих: [с] — [ш], [с'] — [щ'], [з] — [ж], [ц] — [ч'].
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков [л] и [р]), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения (звонит, вместо звонит), неправильное использование интонационных средств выразительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дошкольники с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные группы или детские сады при дошкольных учреждениях, где специалисты окажут им соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступают в массовые школы и успешно усваивают программный материал.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные но конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

к списку статей


Хочет ли ребенок идти в школу ?
       Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги и родители. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть сформированы. Однако, главное  - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи "про себя", т.е. во внутреннем плане.
       Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление  к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

- Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- Понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности.

- Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

- Эмоционально-благополучное отношение к школке.



Психологическая готовность детей к школе.

       Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатели, психолог или сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник:

- Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

- Правильно понимать с первого раза простейшие задания - например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет);

  - Действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

- Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжение 4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат, кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);

- Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз" и т.д.);

- Ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковые - разные.


к списку статей
 
 
 
 
для родителей маленьких детей