Тактика стимуляции и развития речи детей раннего возраста

  Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз.  Поэтому  коррекционно-развивающая работа с ребёнком раннего возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии, в основном направлена на стимуляцию речи малыша, создание оптимальных условий её развития, оказание поддержки в постижении азов вербального общения.

  Особенности поведения ребёнка раннего возраста (к ним относятся непроизвольность, спонтанность, сверх привязанность к матери, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей  и прежде всего потребности в комфорте и безопасности ) задают специальные требования к содержанию и процедуре Коррекционно –развивающей работы/
Непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий, эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребёнком.

Адекватность применяемых методик.
      Стимулирование развития речи через имитацию идёт в нескольких направлениях-

Провоцирование непроизвольного подражанию действию, мимике, интонации взрослого,
Провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые  реакции на фоне эмоционального заражения
Провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребёнок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребёнка и его поведения.

Так, например, увидев, что ребёнок пытается убаюкивать куклу за ноги и издаёт звуки, мы его поощряем словесно-«как замечательно, ты, молодец!»  затем показываем как надо баюкать, проговариваем- а-а-а.

Идём по лесенке и проговариваем оп-оп.

Стучим кубиками топ-топ.

При уборке « ты, мой помощник! На- кубик! На – другой!».

Каждый раз мимически отображая эмоции, взрослый обязательно должен чётко проговаривать своё состояние «Очень грустно», «как весело!», «Больно!», «Приятно!» и т. п.

В большинстве случаев для эмоционального заражения используем мягкую игрушку (или надевающуюся на руку.) мы предлагаем ребёнку сочувствовать ей, переживать «Зайке больно, пожалеем зайку.»,  « Кот поёт, вот как весело коту! Похлопаем ему!» и т. п.

Стимуляция речи происходит и при диалоге, в сопровождении с жестом «хочешь эту игрушку. Да!   Нет! » «Будем рисовать! Да! Нет!»  и т. п.

Со временем вокализации ребёнка становится более разнообразными, часто они обращены к взрослому, как бы вызывая его на игру, иногда начинают проскальзывать аморфные или реальные слова

Игры –манипуляции «паровозик гудит у-у-у» « прятки- а-у», поиск предмета- «ку-ку», «гуси- га-га», «мышки и-и» и т. п  приводят к появлению двойных слогов.

Стимулирование речи происходит при манипуляции с предметами быта, мытье рук, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия, сопровождаемое репликами  «Вот какие чистые руки,» «Ах, как мыло пахнет!» «Вот твоё полотенце!» и т. п.

Непременное условие –утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребёнка.  Нельзя много задавать вопросов ребёнку, и ещё хуже не дожидаться ответов на них.

Подхватывание непроизвольных речевых реакций ребёнка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Имитируя высказывания ребёнка, а лучше достраивая их до простых слов, фраз, взрослый оказывает ему поддержку, демонстрирует своё понимание и принятие детского языка, тонизирует речевое развитие и развивает навыки коммуникативного общения, создаёт позитивный настрой и доброжелательность.




Упражнения для стимуляции речевого развития
(все упражнения выполняются ритмично).

                                                                  Ветер
Ветерок листвой шуршит- шу-шу-шу                (дети потирают ладонь)

В трубах громко он гудит- у-у-у-у                     ( хлопают над головой руками0.

Поднимает пыль столбом- бом-бом-бом            ( топают ногами)

Дует он  везде,кругом- гом-гом-гом                   (переступают, повернувшись вокруг себя)

Может вызвать бурю он- страх-страх-страх.      (руки в стороны, делают вращательные движения).

Не удержится и слон- ах- ах-ах.                          (покачивают головой)

                                                                  Дождик
Майский вдруг закапал дождь- кап-кап-кап      (щёлкают пальцами рук.)
И по лужам ты идёшь-так-так                            (притопывают)
Ветер шелестит листвой- ш-ш-ш                        (потирают ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой- тш-тш-тш               (потирают ладонями о колени)
Дождик сильнее застучал- тук-тук-тук             (стучат указательным пальцем одной руки о ладонь   другой  руки )
Скоро ливнем дождик стал-
тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук                        (хлопают в ладоши).

                                                                   Лужи
Шлёп-шлёп-иду по луже                                      (постукивают ладонями о ноги)
хлюп-хлюп- вода в ботинках.-                            (потопывают ногами)
кап-кап- мне зонтик нужен-                                (щелкают пальцами рук с движением сверху вниз)
оп-оп- вода по спинке.                                         (похлопывают по предплечью, скрестив руки)
буль-буль-буль- упала шапка.                             (исполняют пружинку)
ой-ой- кругом вода.                                             (кружатся на месте)
да-да-да- себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!-                              (кивают головой)

                                                             Котёнок –шалун
Котёнок мамочку зовёт-мяу-мяу-                    ( соединяют одноимённые пальцы обеих рук)
Он не напился молока- мало-мало-мало         (сжимают пальцы в замок, опуская и поднимая их)
Покормит мама молочком мур-мур-мур-       (поглаживают ладонь одной руки тыльную сторону другой)
Свернёётся маленьким клубком- ур-ур-ур-   (потирают кулачком о кулачок)
Потом у склубком играет-цап-цап-цап-         (сжимают пальцы рук)
И нитку быстро размотает-ап-ап-ап-              (круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.)

                                                              Машина
Би-би-гудит машина                                          (постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук- мотор стучит-                              (хлопают в ладоши).
Едем-едем- едем- он так громко говорит-      (хлопают, потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу-
шу-шу-шу-они шуршат                                    (хлопают, потирая ладони)
Быстро крутятся колёса-та-та-та-
вперёд спешат                                                  (хлопают, делая вертушку)

                                                                   часы

ходят часики- тик-так,  и вот так                    (покачивают руками, согнутыми в локтях,
громко- громко бьют часы кругом-       ( перед собой из стороны в сторону- руки стрелки.)
бом-бом                                                                (хлопают руками).
Гирю оттянули вниз- скрип-скрип-скрип           (похлопывают по телу сверху –вниз)
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползёт, чтобы завести завод.            (похлопывают по телу снизу вверх).
Чтобы стрелки в путь пошли, молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук- они стучат, тук-тук- говорят.                     (постукивают кулачком о кулачок)
Завертелось колесо. Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип-та-ра-ра- закрутилось до утра.        (заводит мотор руками).

к списку статей


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по музыкальному развитию

1.    Раннее проявление музыкальных способностей гово­рит о необходимости начинать музыкальное разви­тие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка,  будет невосполнимо.

2     Путь  развития  музыкальности  каждого  человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количествен­ные накопления обязательно перейдут в качественные.   Для этого потребуется время и терпение.

3.    Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4.    Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

к списку статей
 

 
 
 
 
для родителей маленьких детей