Новорожденный!

Что Ваш ребенок может уметь

Через несколько дней после рождения ваш ребенок, возможно, будет уметь:
· лежа на животе, на короткое время приподнимать голову;
· одинаково хорошо двигать руками и ногами;
· фокусировать взгляд на объекте, расположенном от него на расстоянии от 20 до 35 см.

Чего Вы можете ожидать от осмотра, проведенного в роддоме:

Первый осмотр вашего ребенка будет проведен в родильном отделении сразу после его появления на свет. Там же или в детской доктор или медсестра сделают все или некоторые из указанных ниже процедур:

· очистят дыхательные пути младенца путем отсасывания через нос (что могут сделать сразу после того, как появится голова, или когда ребенок выйдет целиком);
· зажмут и обрежут пуповину (могут наложить мазь с антибиотиком, а зажим оставляют на месте еще по крайней мере на 24 часа);
· проверят детское место, чтобы убедиться в том, что оно цело, и определят его состояние;
· проверят ребенка по шкале Апгар (рейтинг состояния ребенка через 1 и 5 минут после рождения; см. далее);
· введут глазные капли (раствор азотнокислого серебра или антибиотик), чтобы воспрепятствовать занесению гонококка;
· сосчитают пальцы на руках и ногах и посмотрят, все ли части тела ребенка выглядят нормально;
· зарегистрируют выделение (или отсутствие) мочи и (или) кала, чтобы определить, имеется ли у ребенка проблема с экскрецией;
· сделают инъекцию витамина К для улучшения свертываемости крови ребенка;
· взвесят ребенка средний вес составляет 3,4 кг; 95% новорожденных весят от 2,5 до 4,5 кг);
· измерят рост ребенка (средний рост - 50 см; 95% новорожденных имеют рост от 46 до 56 см);
· измерят окружность головы (средняя - 35 см; нормальной считается окружность от 32,8 до 37,3 см);
· возьмут кровь из пятки, чтобы сделать анализ на фенилкетонурию и гипотиреоз; из пуповины - для определения резус-фактора, а также для других обязательных анализов (например, содержание сахара в крови);
· определят гестационный возраст (время, проведенное в утробе) для детей, родившихся до срока.

Прежде чем ваш ребенок покинет родильное отделение, на него будет надета идентификационная табличка. Детский врач, обычно по вашей просьбе, в течение последующих 24 часов подвергнет ребенка более детальному осмотру. Если вы (или ваш муж) сможете присутствовать при осмотре, это будет самое подходящее время для того, чтобы задавать вопросы. Доктор проверит следующие показатели и органы ребенка:

· вес (он может снизиться с момента рождения, иногда на 10%), окружность головы (она может увеличиться после того, как кости черепного свода разойдутся в стороны) и рост (который на самом деле не может измениться, но, поскольку измерение ребенка, не способного стоять, весьма неточная процедура, результаты измерений могут различаться);
· сердцебиение и дыхание;
· внутренние органы (почки, печень и селезенка) с помощью прощупывания;
· рефлексы новорожденного;
· бедра (на предмет возможного неправильного положения);
· руки, ноги, гениталии;
· слух;
· пуповину.

Рефлексы новорожденного
Испуг, или рефлекс Моро. Внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками.

Продолжительность: от 4 до 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского. Если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь.

Продолжительность: от 6 месяцев до 2 лет, после чего пальцы сгибаются внутрь.

Сосательный рефлекс. Новорожденный, чью щеку погладили, повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать.

Продолжительность: от 3 до 4 месяцев, хотя может наблюдаться и позже, когда ребенок спит.

Шагающий рефлекс. Если, взяв новорожденного под мышки, удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью (это проявляется лучше всего после 4 дней жизни), он может поднять одну ногу, а затем другую, совершая некое подобие "шагов".

Продолжительность: различная, но обычно около 2 месяцев. (Наличие этого рефлекса вовсе не предвещает, что ребенок начнет рано ходить.)

Хватательный рефлекс. Если прижать указательный палец к ладони новорожденного, когда он лежит на спине, он попытается сжать палец. Хватка новорожденного порой бывает настолько крепкой, что может выдержать вес всего тела.

Продолжительность: 3-4 месяца.

Рефлекс шейного тонуса. Положенный на спину ребенок принимает "фехтовальную стойку" - голова повернута набок, руки и ноги с одной стороны вытянуты, с противоположной - поджаты.

Продолжительность: этот рефлекс может присутствовать при рождении или проявиться приблизительно в 2 месяца и исчезнуть около 6-месячного возраста.

Вы можете попробовать проверить наличие этих рефлексов у своего малыша, но помните, что результаты, полученные вами, менее надежны, чем те, которые получил доктор или другой опытный экзаменатор, и что на реакцию ребенка могут повлиять такие факторы, как усталость и голод. Если по возвращении домой вам не удалось получить положенной реакции в каком-то из этих тестов, то скорее всего виновата в этом ваша несовершенная техника, а не объект проверки.
Попробуйте повторить тесты на следующий день и, если по-прежнему не сможете добиться нужного результата, скажите об этом врачу, который, вероятно, уже внимательно проверил вашего ребенка и будет рад повторить процедуру во время ближайшего визита. Подтвержденное доктором отсутствие рефлекса или его проявление после положенного срока требует дальнейшей проверки.

Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона

Более сложный и более трудоемкий, чем тест Апгар, тест Бразелтона, разработанный детским врачом Т. Бэрри Бразелтоном, многие специалисты считают более надежным для предсказания будущего развития ребенка. Тридцатиминутный тест, часто растягиваемый на несколько дней, с использованием различных раздражителей (колокольчики, цвета, формы, погремушки, огоньки) проверяет, как новорожденный реагирует и справляется со своим окружением. Анализируются 4 типа поведения: интерактивный (то, как ребенок общается с людьми, включая его активность и защитную реакцию); моторный (включая рефлексы и мышечный тонус); контроль физиологического состояния (насколько быстро ребенок способен успокоиться самостоятельно или с посторонней помощью, после того как был выведен из равновесия); реакция на стресс (в том числе на испуг). При подсчете баллов учитывается не средняя реакция ребенка в ходе проведения теста, а его наилучший результат, поэтому экзаменаторы прилагают все усилия (часто, заручившись помощью матери), чтобы добиться от новорожденного всего, на что он способен. Большинство докторов применяют этот тест, только когда подозревают наличие какой-то проблемы, например, если новорожденный имеет низкий вес или проявляет признаки какого-либо нервного расстройства.

к списку статей



Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для детей, так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление в дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся  детей.  В этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного анна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой         активности - это зоны наибольшей уязвимости у детей. Таким образом, все дети в период адаптации испытывает тревожность, связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.
Для успешной адаптации ребенка  к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
          Необходимо  организовать знакомство детей друг с  другом  и с сотрудниками детского сада. Вот несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с другом и сплочение группы.
Приветствие.
Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй, привет), мимикой и пантомимой ( кивок головы,улыбка, рукопожатие, обнимание ).
Знакомство.
Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку, здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами. ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это приветствие.
Комплименты.  
Воспитатель объясняет, что комплименты - это приятные для каждого человека  слова. Затем, подходя к каждому ребенку, спрашивает: Какой (ая) Миша ( лена)?" Дети отвечают: добрый, ласковый, красивый.
Узнай по голосу.
Игра проводится, когда дети знают друг  друга по именам. Ребенок  выходи в центр и поворачивается к  детям  спиной: Те называют его по имени, а он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию.
Воспитатель или водящий описывает ребенка  из группы - дети догадываются, кто это.
" Ножки ".
Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого предмета. Затем воспитатель закрывает нарисованное листом бумаги, а другой ребенок дорисовывает нижнюю часть или
"ножки". Получается смешной предмет или животное.
  Преодолеть неуверенность, уменьшит эмоциональное  торможение и скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации.

Работники детского сада и, в первую очередь, воспитатели должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания.
Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления - это результат его избалованности, изнеженности.
Но обращения воспитателя резко отличаются от того, к которому он привык дома, более того советуют и родителям обращаться с ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка, как неизбежное состояние в период адаптации. Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе.

Группы адаптации I, II, III.
К I группе адаптации относятся дети бездеятельно негативно относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке, отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая "мама", "где моя мама". Уговоров воспитателя не слышат.
Ко II группе - для них свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать, отвечать на все вопросы, но детей первое время сторонятся.
К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение coдержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно  в  рамках 3-х этапов:
1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Поделив детей на группы адаптации, складывается индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком.

              Методы и приемы педагогического воздействия
при удовлетворении потребности  детей, относящихся к разным группам адаптации.
1 группа: 
1.        доброта, ласка, внимание к желаниям  ребенка.
2.        показ окружающих предметов и действий с ними.
3.        удовлетворить потребность в общении с близкими
4.        в первые дни посещения детского сада сохранение домашних  привычек.
2 группа:
1.        показ, пример действия воспитателя.
2.        совместные действия воспитателя с ребенком.
3.        упражнения
4.        вовлечение в игру.
5.        индивидуальные игры- занятия.
3 группа:
1.        игра-занятие
2.        поручения
3.        указания
4.        напоминание
5.        упражнение в самостоятельном действии.
6.             вовлечение в игру.

Так дети, относящиеся к I группе адаптации, должны пройти все 3 этапа привыкания. Здесь-то и раскрывается работа воспитателя, его знания, грамотность, душевные качества как педагога.
Для этих детей необходимы ласка, бережное, внимательное отношение воспитателя. Воспитатель иногда не в силах уделить должного внимания из-за большого поступления вновь поступивших детей.
Для таких детей разрешить присутствие в течение 1-2-х недель временное пребывание в группе, на прогулке родителей, но не в роли наблюдателя, а помощника (учиться маме всем режимным моментам, правильному подходу к ребенку )

к списку статей

 
 
 
для родителей маленьких детей