Развитие движений у детей

Чем  менее разнообразия в движениях мы
допускаем у ребенка, тем менее ловкости
и грациозности мы у  него встретим.
       П.Ф.Лесгафт



Насколько важно разнообразие движений для развития ребенка?

Давно замечено, что ребенок, мало  что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большей  радостью и всегда вносит в них элементы творчества.
Двигательный опыт - это, по существу, многочисленные вариации движений,
в основе которых лежат  обратные акты, связанные в определенном порядке в новое действие. Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.
Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением.
Вот несколько  упражнений в этом направлении, по аналогии с которыми можно придумать другие.

Построить  вместе с детьми две параллельные дорожки и из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предложите детям сначала пройти по одной, затем по другой дорожке и ответить на вопрос: по какой         из них идти легче? Позднее детям дается задание построить " легкие" и трудные дорожки из однородных  предметов( веревочек, скакалок, плоскостных геометрических фигур, мешочков с песком, обручей, ) , а затем из разнородных ( например, из доски, лежащей на полу, и приставленных к ней кубиков, обручей).
Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности , используя совсем незначительное количество пособий: во- первых, расставляя их по - разному, во- вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в третьих, развивая у детей  умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
Вот несколько советов алгоритмов.
Совет № 1.( основанный на психологии малыша -" исследователя").
Научите познавать  любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями ( движениями с перемещением рук в пространстве).
Пример: принесем в группу деревянный шарик 3-5 см. в диаметре ( у воспитателя они припасены). Игра начинается с 2-3 детьми: " Вот шарик, его можно крепко зажать, спрятать в ладонях, чтобы не выглядывал, покатать, чтобы не выскочил из рук, переложить из одной руки в другую( перед собой. над головой, за спиной, покатать медленно по полу, прокатить между какими-то предметами- по полу, доске, по рейке. ( " Как вы хорошо, здорово  по -разному придумали"). Как вы будите играть с этими шариками? Можно предложить детям поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать и искать, складывать в корзинку, дарит куклам…
В следующий раз приносятся шары и мячи разного цвета, размера и из разного материала.
Интересно наблюдать, внесут ли ребята в  игры с этими   предметами какие-либо новые движения  с  учетом новизны материала: резиновый мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем,  на нем можно кататься лежа на животе, отталкивать носкам ног и др. Можно с  уверенностью сказать, что, увидев движение- образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и без конца искать новые варианты движений.
Множество вариантов движений дают обручи, скакалки. Сюжетные игрушки ( зверята, птицы, домашние животные) также могут войти в игры детей в единстве с движениями: поиграем в прятки - спрятать лисичку за спину, под мышку, под ноги( присев), построить для нее домик, придумать сюжет: " Жила- была в лесу лисичка, что она умела? Она сама сейчас это покажет: ходить, бегать, искать корм, играть с зайчиками, прятаться под деревьями, ходить в гости к деткам,…."
При внесении  физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить  на нем все основные движения и разные  их способы (например, ходить по доске обычно, на носках, боком, спиной; показать, как по ней пройдет Петя-петушок, пробежит лошадка, пропрыгает воробышек и др.)

Совет № 2.
Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.
В группе новая кукла…..Чем она отличается от десятка таких же ? - У нее длинные волосы, вот какие ( движения рук), пышная юбочка ( вот какая), умеет танцевать рядом с Таней, и даже втроем, если взяться за руки, а еще она может показать, как можно кружиться вдвоем.
Заканчивается  знакомство с  куклой тем, что она " предлагает" научить  всех кукол, который есть в группе, кружиться,  только по - разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в  полуприсяди, низко присев, объединившись с  кем - нибудь  из детей)
Можно обыграть простой сюжет: " Научи кукол ходить по доске, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики в машину".

Совет № 3.
Почаще   меняйте   расположение мебели, пособий в группе, находите новые варианты размещения предметов в пространстве, объединяйте отдельный предметы, пособия, игрушки в разнообразные  комплексы, специально устраивайте различные  преграды в группе - натяните  веревочки на разной высоте, на свободном месте поставьте корзину с мячами, мешочками для метания, вынесите обручи, приставьте к гимнастической лестнице доску, куб или постройте дорожку из кубиков,  плоскостных предметов.

Совет № 4.
Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появляйтесь перед ними в спортивных брюках, и как бы не обращая внимания на них, отбивайте мяч, прыгайте на скакалке, под магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения. Дети будут с интересом наблюдать за вами и попытаются подражать вам.

Совет № 5.
Сделаем так, чтобы  в любую минуту дня  каждый  ребенок  мог для себя найти " занятие - движение": в  группе обязательно  нужно  предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки- двигатели меняются несколько раз в день (например, большие  мячи, обручи  заменяют средними, малыми, другого  цвета, вместо  их  можно  внести  воздушные  шары, кольца и др.). 
В  режиме  дня  надо четко закрепить время для самостоятельной двигательной активности. Малоподвижным детям - особое внимание!  Детей большей  подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности  (например, ходьба и бег по ограниченной площади).

Совет № 6.
Каждому движению при первоначальном разучивании старайтесь придать образность: ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким поднимание колен), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка - внешней стороны стопы, идет маленький человечек, малыш - мелким шагом, идет великан - широким шагом, подбирается кошка к мышке ( крадучись) и др.

Для развития двигательного творчества можно использовать любые физические упражнения _ все зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное - не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям возможность для самовыражения в играх и занятиях.
Могут использоваться и специальные приемы развития двигательного творчества - проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры- задания:
- придумать разные способы упражнений, с использование всех имеющихся пособий;
- найти в группе предметы, которые  можно катать (мячи, шары, обручи, каталки, палки, колечки); построить "каталки" (например, на палки или мячи положить на доску, в 2 кольца вставить палку).
Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их, метать в различно расположенные цели, и др.
Указанные выше упражнения и игры помогут воспитателю сделать игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.

к списку статей

 
 
для родителей маленьких детей
масло холодного отжима . ремонт холодильников бирюса алматы . автозапчасти киев . купить электрогирлянду . тут . регулирующий клапан . диплом вузов