Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет
Возможности детей к концу 3-его года жизни
  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий—низкий).
  • Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
  • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движе­ние с первыми звуками музыки.
  • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, пово­рачивать кисти рук.
  • Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Возможности детей к концу 4-ого года жизни
  • Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
  • Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
  • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопы­вать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
  • Различать и называть детские музыкальные инструменты (метал­лофон, барабан и др.).

Возможности детей к концу 5-ого года жизни
  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и закан­чивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоя­тельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе­ние парами по кругу, кружение по одному и в парах.
  • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, лен­точками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
  • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Возможности детей к концу 6-ого года жизни
  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, пес­ня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчет­ливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в со­провождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
  • Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
  • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, дей­ствовать, не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Возможности детей к концу 7-ого года жизни
  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
  • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произве­дение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
  • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выра­женные в ней чувства и настроения.                           
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведе­ния в целом и его частей; выделять отдельные средства выразитель­ности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их вырази­тельно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замед­ляя, усиливая и ослабляя звучание),
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и от­дельные ее отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относитель­но свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз­ным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начи­нать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предме­тами (шарами, обручами, мячами, цветами).
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
  • Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, ли­монный и др.).

к списку статей


Развитие музыкальных способностей 
Разучивая с детьми песню, помните:
1.  Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь  слог,  например   «ля»   (в  таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2.  Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хоро­шо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3.   Сложные  по  ритмическому рисунку и  мелодии фрагменты  песни  необходимо  поучить  отдельно. Чтобы  ребенок  наглядно  понял,   куда движется мелодия   и   куда   направить   голос,   пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Так­ты с трудным ритмическим рисунком нужно про­хлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.
4.  Чтобы звук во время пения имел красивую окрас­ку, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5.  Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научить­ся   этому  можно,   поиграв,   например,   со  свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблю­дая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с  белыми  пушинками-парашютиками  знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти зву­ках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от раз­ных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня ис­полняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.


к списку статей


ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?
Музыканты-педагоги при оценке пения детей ис­пользуют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чис­тота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чис­то» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (напри­мер, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструмен­те сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контроли­ровать. Голос поющего и звук, издаваемый инстру­ментом, должны сливаться в один. Это очень важ­но. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всег­да   помните:
Прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно ус­лышать его и точнейшим образом по­вторить голосом.


к списку статей


ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-комозиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха»! Достаточно распространенная формула определения чины отсутствия способностей сына или дочери.   

Однако все  в действительности  несколько  иначе. Если бы происхождение было определяющим факта ром  в  формировании  способностей,   то  тогда  дети поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов.   Но  жизнь  гораздо  интереснее,   и  не   так  уж редки   случаи,   когда   ребенок   ученого   становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности,   и  характер  человека.   И  если   сын   музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого  прежде  всего  в  том,   что  воспитывался  он атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.  Понятие  «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистом в области исследования проблем музыкальности, сама по себе является абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все  для  того,   чтобы  видеть,   ощущать,   чувствовать окружающий мир.  Она позволила ему слышать  всё многообразие  существующих  вокруг  звуковых  красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию,   высоту,   длительность.   Из  необходимости  умения  слушать  и  слышать  рождалась  музыкальность — природой данное человеку свойство. Итак,  все  мы  от природы  музыкальны.  Об  этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже   говорилось, окружение, среда петит и питает личность. Музыка детства — хоро­ший  воспитатель  и  надежный друг  на  всю  жизнь.

к списку статей

 
 
 
 
Это важно!      Мастерим сами    играем вместе     учим с детьми        презентации      песни-малышки       раскраски
 
 
для родителей маленьких детей